Статьи Карп (этимологический портрет)

Карп (этимологический портрет)

10 | 03 | 2015
00

«Некогда Цинь-Гао сидел на берегу пруда и наблюдал за рыбами. Вдруг ему захотелось переправиться на другой берег. Он призвал всех рыб, обитающих в пруду, и попросил перевезти его. Но помочь старцу вызвался один только карп. Цинь-Гао оседлал его и поплыл к другому берегу.

Рыба плыла так медленно, что мудрец начал терять терпение, но поскольку он был очень мудр, то понимал: тому, кто делает одолжение, не пеняют за неудобство. Когда же Цинь-Гао переплыл пруд, он понял, что прошло сто лет земного времени, и всё вокруг изменилось. Старец был мудр, а значит, любознателен, поэтому он прошёл Китай от края до края и запомнил все новинки. Обогатившись новыми знаниями, он решил поделиться ими со своими современниками и возвратился на берег пруда, чтобы вернуться (как он полагал) в то время, из которого приплыл. Карп ждал его. Мудрец вновь оседлал рыбу и поплыл в прошлое. Каково же было его удивление, когда он понял, что путешествие заняло ещё сто лет, и мир вновь изменился. Цинь-Гао вновь собрал информацию и поплыл обратно – так не терпелось ему помочь людям. Однако его путешествие снова продлилось сто лет. Люди говорят, будто мудрец пересекает пруд времени и поныне, но никак не может предупредить людей о грядущем. Говорят, что только рыба карп может пересечь границы времени и поведать о путешествии Цинь-Гао и его открытиях».

Китайцы убеждены, что каждый карп рождается с единственной целью – превратиться в дракона. Для этого достигший столетнего возраста карп должен подняться в верховья Жёлтой Реки к особенно крутому и высокому порогу, называемому Драконьими Вратами. Перепрыгнув порог, карп меняет свой облик и превращается в дракона – благостное речное божество, управляющее погодой и приносящее людям удачу и благополучие.

Буряты верят, что в самом глубоком месте Байкала живёт прародительница всех рыб Абарга шара загахган (чудовищная жёлтая рыба) – гигантский сазан, с чешуёй «как золотое зеркало». И если вспомнить, что карпообразные – самый многочисленный отряд пресноводных, то кому, как не их родоначальнику, быть мифической Перворыбой?


С особым пиететом относятся к карпу японцы, считающие эту рыбу символом стойкости, мужества, умения противостоять превратностям судьбы. Для них карп, прежде всего, «рыба, способная плыть против течения». Пятого мая, в национальный японский праздник Танго-но (День мальчиков), семьи, в которых есть дети мужского пола, выставляют у своих домов кайнобори – длинные шесты с вымпелами в виде карпов.

В день совершеннолетия мальчикам-подросткам в Японии принято дарить нэцке, изображающие карпов, преодолевающих Драконьи Врата.

Символ мужества – карп – нередко украшает гарды японских мечей.

Особо трепетно отношение японцев к живым карпам. Выставки пятнистых карпов кои  носят в Японии отнюдь не соревновательный характер. Они больше сродни концертам классической музыки или картинным галереям, с той разницей, что источник гармонии здесь – медленно движущиеся под водой рыбы.

Карп (вернее, его исходная биологическая форма сазан) является родоначальником обширнейшего отряда карпообразных. Из шести семейств, составляющих этот отряд (Балиторовые (Balitoridae), Чукучановые (Catostomidae), Вьюновые (Cobitidae), Гиринохейловые (Gyrinocheilidae), Псилоринховые (Psilorhynchidae), Карповые (Cyprinidae)), только последнее включает более 175 родов (около 2300 видов). Карповые рыбы составляют основу ихтиофауны в подавляющем большинстве пресных водоёмов планеты, исключая Заполярье, Австралию и Южную Америку.

Прародиной карпа считается Каспий. Из водоёмов каспийского бассейна его «дикая» форма – сазан – с разной интенсивностью расселялась на восток, север и запад. Своим сравнительно быстрым распространением в центральной и западной Европе карп, скорее всего, обязан древним римлянам. В просторных бочках или специальных сундуках везли легионеры огромных рыбин, меняя воду и обкладывая влажным мхом во время длинных переходов. Тысячемильные расстояния преодолевали карпы, чтобы украсить собой патрицианские застолья или искусственные пруды Вечного Города.

Само слово карп (укр. короп; блр. карп; словен. kàrp; чеш. karp; слвц. karop; польск. karp, karpia; в.-луж. karp; н.-луж. karpa; полаб. karp; лит. kárpa), скорее всего, является заимствованием из древневерхненемецкого karpo, charpfo, перешедшего, в свою очередь, из латинского carpo.

В латинском языке глагол carpo, -ere имеет огромное количество значений, основные среди которых: срывать, рвать, разрезать, собирать, подбирать, брать, есть, пожирать, вырывать, выщипывать, дёргать, теребить, истощать, утомлять.

Рыболовы, хорошо знакомые с повадками этой рыбы, подтвердят, насколько удачно отражают вышеперечисленные значения характерные особенности поведения карпа.

По другой версии название рыбы происходит от греческого слова со значением «плод». В «Ликах Судеб» – средневековых европейских сонниках – приснившийся карп трактуется как предзнаменование скорой беременности. А в Японии будущей матери принято дарить нэцке Карако – «китайский ребёнок с рыбой Тай», либо просто изображение выпрыгивающего из воды карпа.

Хотя «одомашненная» форма сазана несколько отличается от последнего, но вовсе не утратила силы, хитрости и осторожности своего «дикого» родича. Питаясь в донном грунте и береговых зарослях, карп, в буквальном смысле слова, подбирает всё съедобное на своём пути. Водоросли, водяные насекомые, моллюски, попавшие в воду зёрна, черви и проч., даже рыбья мелочь – легко втягиваются большой пастью подводного обжоры. За привычку постоянно перекапывать мордой ил Л.П.Сабанеев назвал его «настоящей свиньёй подводного мира». Англичане, считающие карпа одной из умнейших рыб, способной распознать изощрённые рыболовные хитрости, дали ему прозвище водяной лисицы.

Силы и резвости крупного карпа достаточно, чтобы разорвать прочные снасти, а то и стащить в воду самого рыболова вместе с удочкой. Пилообразным лучом спинного плавника карп способен разрезать не только леску, которую он для этого ловко наматывает на собственное тело, но и толстые сети.
Красота, мощь и осторожность (даже хитрость) карпа снискали ему почёт и уважение у многих народов. Дань восхищения, отданная этой рыбе гордыми римлянами, сохранилась в её систематическом названии Cyprinus carpio – «медный резатель»

Немало у карпа и других прозвищ.

На Украине и на юге России он подройчик, подрыйчик, коропчак, коропчук, чортан, дядько. В Астрахани мелкий карп – лапыш; в низовьях Днепра и Днестра – саран, шаран, шаранец; у донских казаков – сазомята; в западной Польше – стопняк; в верховьях Вислы крупный карп – цвик, мелкий – крочек.

В местных говорах по Волге, Дону, на Кавказе, в Туркестане, а также у татар и киргизов биологические формы не различают, употребляя общее для всех название сазан.

Калмыки называют карпа беюрга-сазан или берег-сазан; армяне – тетсак; ходзены – хартко; китайцы – лидза, (лидзе); японцы – ма-кои (ха-гои).

Распространённое в славянских и тюркских языках название сазан древне́е заимствованного карп. Его первоначальная (несомненно, исконно славянского происхождения) форма шаран (др. чешск. šaran) и сейчас бытует в некоторых местных говорах (южнорус. и укр. шарáн; болг. шерáн, шарáн; сербохорв. шáран; польск. szaran; рум. şarán).

Из славянского языка слово перешло в татарский и другие тюркские, приняв повсеместно доминирующую сейчас форму сазан (тур., ккалп., кир., каз., узб., тув. sazan; чув. сасан, сǎсан; баш. диал. хазан, сазар, сазан). Во всех этих языках слово сближается с общетюркскими корнями саз (бледный) и са:з (болото, грязь), а также с татарским саза- (стареть).

Попытка объединить все три варианта этимологии основывается на корневом родстве слов сазан и сазаган (змей) и на общих для древнеславянской и древнетюркской мифологии представлениях о происхождении змея (дракона) из сазана или карпа, достигшего столетнего возраста.

Учитывая излюбленные места обитания сазана – хорошо прогреваемые, заросшие участки водоёма с частично заиленным дном, – можно увидеть и прямую семантическую связь с корнем са:з (болото).

Ещё более обосновано предположение, что рыба названа по окраске. Чешуя у сазана темно-жёлто-золотистая, а в некоторых тюркских языках (например, киргизском, бурятском, калмыцком) саз означает жёлтый. Один из турецких диалектов прямо называет сазана sari bahk (жёлтая рыбы).

Кажется, сказанного вполне достаточно, чтобы показать фонетическую и семантическую обоснованность «переозвучивания» в тюркских языках русского шаран.
Этимологические сведения о самом слове шаран крайне скудны. Вероятна его связь с глаголом шарахнуть. По крайней мере, в белорусском варианте: шарахнуць – рвануть, резануть.